Полная версия сайта --> Мобильная версия сайта

Главная --> Церковный календарь --> Август

Православный церковный праздник августа.

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

Сегодня - 10 августа (28 июля по старому стилю), праздник:

Православный церковный праздник сегодня

* Апостолов от 70-ти и диаконов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). *** Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" (Путеводительница, принесена из Царьграда в 1046). * Святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698).
Мучеников Иулиана (ок. 138-161); Евстафия Анкирского (ок. 316); Акакия в Милете Карийском (ок. 321); Дросиды; Евфимия и Антонины. Преподобных Конона; Павла Ксиропотамина (820); Ирины Каппадокийской (921 или ок. 900); Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Святого Доримедонта. Священномученика Николая диакона (1918); преподобномучеников Василия (Эрекаева) иеромонаха, Анастасии (Камаевой) и Елены (Асташкиной) монахинь, мучеников Арефы (Еремкина), Иоанна (Ломакина), Иоанна (Милешкина), Иоанна (Сельманова) и мученицы Мавры (Моисеевой), Саранских (1937). * Собор Тамбовских святых. Икон Божией Матери: Гребневской (1380), Костромской (1672), Тамбовской (XVII) и "Умиление" (или "Радость всех радостей", Серафимо-Дивеевской, 1885). Чтимые списки Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Кирилло-Белоезерская (XIV), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Святогорская (1569), Устьнедумская (1603), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Соловецкая (1 пол. XVII), Костромская (1672), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре, 1730).

Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия»

Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», по преданию, написана св. евангелистом Лукой. Называется Одигитрией, то есть Путеводительницей, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за черниговского князя Всеволода, благословил ее иконой Одигитрии. В XII в. сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленской. В 1237 г., когда Батый подступил к Смоленску и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нее повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «Угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский в нынешнюю ночь хочет напасть на город Мой со всей своей ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражье рабство. Выйди тайно ото всех навстречу врагам, и силой Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобой. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал: поразил исполина и отразил рать Батыя при помощи сошедших свыше молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, но сам пал убитым. В XIV в. икона была перенесена в Москву, в XV же веке жители Смоленска упросили великого князя Василия Темного отпустить икону обратно в Смоленск. Икону сопровождали с крестным ходом за две версты за город, где в 1524 г. устроен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В монастыре поставлен был список со Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь. В 1812 г., в нашествие Наполеона, Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска: накануне славной Бородинской битвы носили ее по всему лагерю, чтобы молитвой перед ней укрепить воинов на предстоявший им великий подвиг.

Память святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698 г,).

Святитель Питирим Тамбовский (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в г. Вязьме в благочестивой семье. Его родители сумели привить любовь к Богу и Святой Церкви своим детям. Изучив грамоту, Прокопий особенно полюбил чтение Слова Божия и житий святых отцов. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений, Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом и живописцем. Строгое соблюдение постов, любовь к молитве и уклонение от праздных развлечений и забав показывали его высокую аскетическую настроенность.
Достигнув совершеннолетия, Прокопий поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь. На двадцать первом году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим, а через некоторое время рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Своей подвижнической жизнью будущий святитель заслужил уважение братии и был избран во игумена. В 1684 г. он был возведен в сан архимандрита.
1 сентября 1684 г. святой Питирим по благословению патриарха Иоакима был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 г. в Успенском соборе в Москве он был рукоположен во епископа. Большинство населения епархии составляли язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары) и раскольники. Там жило много ссыльных и беглых преступников. Святителю предстояло бороться с язычеством, сектантством и с грубостью нравов. В начале 1686 г, он выехал в Тамбов, посетив по пути для духовной беседы святителя Митрофана Воронежского. Торжественная встреча в первом же городе Тамбовской епархии - Козлове так смутила святителя Питирима, что в Тамбов он въехал еще до восхода солнца в сопровождении нескольких монахов, и в храме за ранним богослужением его встретили лишь немногие благочестивые христиане.
Первым делом святителя Питирима на новом поприще стала выдача грамоты на построение каменного храма для Козловского монастыря. В годы его управления епархией строительство храмов становится повсеместным. После кончины святителя в епархии было 168 храмов. По инициативе святителя были построены мужской Тригуляевский во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) и женский Вознесенский (1692 г.) монастыри. В 1694 г. святитель Питирим приступил к созданию каменного кафедрального собора, который был закончен уже после его смерти. Стараясь благолепно украшать храмы и монастыри, святитель Питирим заботился и том, чтобы вид городов и селений был христианским. В Тамбове на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия и иконы Божией Матери. Много трудов приложил святитель для крещения язычников и магометан, а также и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитвам святителя становился краем религиозным. Объезжая свою епархию с проповедью учения Христова, святитель своей искренней любовью к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался кротостью и удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям, в то же время бывал и по-отечески требователен. Двери его дома были отрыты для всех, приходивших за советом и помощью. Непритязательный в личной жизни, он все средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Пренебрегая удобствами, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил избранных к принятию священного сана. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Радея о торжественности богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в храм, где служились престольные торжества.
Во время тяжелой болезни святитель просил не здравия и продления жизни, но испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царствии Небесном. Господь утешил его видением преподобного Прокопия Декаполита, память которого святитель особенно чтил, и самого Спасителя, явившегося в облаке и благословившего святителя.
Святитель Питирим скончался 28 июля 1698 г. и был погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора. Память святителя почиталась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных, причем не только православных, но и иноверцев. 28 июля 19 И г. святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви с определением совершать день его церковной памяти в день его праведной кончины.

Гребневская икона Богородицы находится в Москве на Лубянке, в церкви ее имени. Когда великий князь Дмитрий Донской после победы над Мамаем в 1380 г. возвращался в Москву, то жители теперь уже не существующего города Гребня, лежавшего близ Дона, поднесли ему икону, прославившуюся у них чудотворениями. Икона была названа Гребневской и поставлена в Успенском соборе. В XV в., после удачного похода против Новгорода великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения на Лубянке и здесь поставил Гребневский образ, который он брал с собой в поход. В 1687 г., когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась целой.

Есть много списков с иконы Смоленской-Одигитрии, которые ознаменовали себя разными чудотворениями:
Игрицкая Песочинская икона Богородицы явилась в пустыни Игрица, при реке Песочине близ Костромы, на престоле в ветхой церкви в 1624 г. Там увидели ее пастухи боярского сына Емелиана Севрюгина, лишенного зрения. Емелиан просил духовного отца отслужить молебен перед иконой и получил исцеление. Тогда на месте явления ее основан был Песочинский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно с великим торжеством носят в Кострому.
Югская икона Богоматери находится в Югской-Дорофеевой пустыни близ г. Мологи. В 1615 г. старец схимонах Дорофей из монастыря близ г. Пскова решил идти на родину, в село Никульс-кое близ г. Мологи. Когда перед отправлением в путь молился он перед иконой Богоматери в храме, то услышал голос, который повелевал ему взять с собой икону Богородицы Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Он так и сделал. На пути, уже близ села Никульского, на берегу реки Юги старец, отдыхая, поставил икону на дерево и когда после отдыха хотел снять ее с дерева, то никак не мог сдвинуть с места. Вдруг услышал голос: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». После того Дорофей построил тут келью, поставил в ней икону и стал подвизаться. Икона прославилась исцелением больных. После смерти старца здесь основан был монастырь, получивший название Югской-Дорофеевой пустыни от имени старца и реки Юги.
Шуйская Одигитрия находится в соборном храме в г. Шуе Владимирской епархии. Празднование сей иконе установлено в 1831 г. в память избавления города от холеры. В день праздника бывает крестный ход с иконой вокруг города. Икона в первый раз ознаменовала себя прекращением морового поветрия в 1654-1655 гг.
Супрасльская, находящаяся в Супрасльском Благовещенском монастыре Гродненской епархии, в 16 верстах от г. Белостока. Икона прославилась в 1500 г., когда был основан монастырь. К иконе стекаются многочисленные толпы богомольцев западно-русского края, не только православных, но и христиан римско-католической церкви и протестантов. Супрасльская икона представляет собой копию Смоленской Одигитрии, но над головой Богоматери находится изображение Бога Отца, в облаках, с ликами ангелов по сторонам.
Выдропусская находится в г. Торжке Новгородской епархии. Прославилась чудодействием в храме села Выдропусска той же епархии в XV в.
Одигитрия Воронинская, находящаяся в Воронинской пустыни Череповецкого уезда. Явилась тут в 1524 г.
Смоленские:
1) Сергиевская в Сергиевой лавре Божией Матери Одигитрии;
2) Костромская в Костроме, написанная на стене Богоявленского монастыря, прославившаяся во время сильного пожара в 1779 г.;
3) Кирилло-Белозерская, принесенная ев. Кириллом в Белозерскую страну из Симонова монастыря, где он основал обитель;
4) Устюженская в г. Устюжне Новгородской епархии (заступничеством Богородицы Устюжна была избавлена от шведов и ляхов);
5) Святогорская, явившаяся в 1569 г. в Святогорском монастыре, Псковской епархии;
6) Соловецкая, явившаяся в XVII в. преподобному Елеазару Анзерскому (память 13 января).

<< предыдущий день :: 10 августа :: следующий день >>

Меню: Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвослов | Рыболовный календарь | Календарь праздников | Астрологический календарь | Восточный календарь | Сонники | Разное | Поиск по сайту

Похожие Православные праздники:

11 декабря. Церковный праздник декабря. Праздник: Преподобномученика и исповедника Стефана Нового, Память святого мученика Иринарха
25 марта. Церковный праздник марта. Праздник: Святитель Григорий Двоеслов, Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобный исповедник Феофан Сигрианский
22 июля. Церковный праздник июля. Праздник: Священномученика Панкратия епископа Тавроменийского, Священномученик Кирилл, Святитель Феодор, Преподобномученики Патермуфий и Коприй
2 сентября. Церковный праздник сентября. Праздник: Пророка Божия Самуила, Мученик Севир
16 октября. Церковный праздник октября. Праздник: Священномученика Дионисия Ареопагита епископа Афинского, Преподобный Иоанн епископ Кесарийский, Блаженный Исихий
21 ноября. Церковный праздник ноября. Праздник: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов Гавриила Рафаила Уриила Селафиила Иегудиила Варахиила Иеремиила
Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника


m.proeveryday.ru © Про каждый день, 2009 - 2016г.

Карта сайта | Правила

Ваш ip: 54.87.121.0