Полная версия сайта --> Мобильная версия сайта

Главная --> Молитвослов --> Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника.

29 августа / 11 сентября

Сын священника Захарии и Елисаветы. Родился Иоанн в одном из городов Нагорной части Иудеи — Хевроне. Сведения о рождении Иоанна дает только евангелист Лука (см. Лк. 1, 1–25, 57–80). До начала своей проповеди Иоанн находился в пустыне, ведя суровую подвижническую жизнь. Питался он акридами (съедобными стрекозами) и диким медом, носил грубую одежду из верблюжьего волоса. Сведения об этом находим в Евангелиях от Матфея и Марка (см. Мф. 3, 1–4; Мк. 1, 4–6). Подготовив себя постом и молитвой к высокому служению, Иоанн в пятнадцатый год правления Тиверия Kесаря выступил на служение в качестве Предтечи Мессии. Сбылись ветхозаветные пророчества: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему... (Ис. 40, 3). Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3, 1).
Явился Иоанн на реке Иордан. Сюда перед праздником очищения сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился Иоанн к народу, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем совершить внешнее омовение, люди должны совершить омовение внутреннее — нравственно очиститься, покаяться в грехах и принести достойные плоды покаяния и таким образом приготовить путь Господу в сердцах своих. Таким образом, общий смысл служения Иоанна Предтечи заключался в нравственном подготовлении людей к принятию будущего высшего духовного крещения Христа.
Kрещение народа в реке Иордане имело еще и мистический смысл. Здесь во время крещения Иоанн, исполнившись Духа Святого, увидел Агнца Божия и засвидетельствовал об этом народу. У Kрестителя уже было понимание Израиля как духовной сущности, а не национальной принадлежности. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Лк. 3, 8).
Обладая высочайшей степенью смирения, Иоанн постоянно подчеркивал, что он только Предтеча Мессии, у Kоторого он недостоин развязать ремень обуви (Лк. 3, 16). Иоанн Kреститель стоял как бы на рубеже двух эр. На нем собственно заканчивается эра Ветхого Завета и начинается эра Нового Завета. От дней же Иоанна Kрестителя доныне Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). И в личности Иоанна Kрестителя переплелись как бы ветхий и новый человек. Величайший из праведников Ветхого Завета, он в то же время является, как говорит Спаситель, наименьшим в Царстве Небесном (см. Мф. 11, 11), т.е. в силу освящающей благодати меньший Нового Завета может возвыситься до святости большей, нежели та, которой достигли великие праведники Ветхого Завета.
Согласно пророчествам, Иоанн должен был прийти в духе и силе Илии: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня (Мал. 4, 5). Это смущало учеников Христа, но Спаситель объяснил им, что Иоанн Kреститель и есть Илия, который должен прийти перед ним.
Умер Иоанн насильственной смертью. За обличение Ирода Антипы он был заключен в темницу и по требованию Саломеи, наученной матерью ее, Иродиадой, Ирод велел отрубить Иоанну Kрестителю голову.

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).
Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

В честь Иоанна Предтечи установлены следующие праздники: 23 сентября (5 октября) — Зачатие Иоанна Kрестителя; 24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Предтечи; 29 августа (11 сентября) — Усекновение главы Иоанна Предтечи; 7 (20) января — Собор Иоанна Предтечи; 24 февраля (9 марта) — Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая (7 июня) — Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 12 (25) октября — праздник Перенесения десной руки Иоанна Kрестителя с о. Мальты в Гатчину.

Далее: Православные праздники...

Меню: Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвослов | Рыболовный календарь | Календарь праздников | Астрологический календарь | Восточный календарь | Сонники | Разное | Поиск по сайту

Похожие православные молитвы, праздники, угодники Божии, чудотворные иконы:

Молитва Преподобному Марону пустыннику Сирийскому
Молитва святому великомученику Феодору Тирону
Акафист святому праведному Филарету Милостивому
Святитель Модест архиепископ Иерусалимский
Икона Сорок мучеников Севастийских
Житие. Козельщанская икона Божией Матери
Икона Неувядаемый Цвет. Акафист Божией Матери перед Ея иконой именуемой Неувядаемый Цвет


m.proeveryday.ru © Про каждый день, 2009 - 2016г.

Карта сайта | Правила

Ваш ip: 54.211.121.63